В конфигурации распределения реальных функций в Правительстве РФ до 24.02.2022 Министерство финансов РФ фактически было представителем ЦБ РФ в Правительстве, и в его реальные основные задачи входили:
- Организация максимального наполнения федерального бюджета (что приводило к постоянному повышению уровня налогообложения, невзирая на сокращение темпов роста реальной экономики вследствие этого);
- Сокращение затрат федерального и других бюджетов на предлагаемые Правительством проекты и программы и максимизация привлечения частного (в первую очередь, иностранного) капитала к инвестированию как в инфраструктурные проекты (что приводило к удорожанию инфраструктуры для всех субъектов экономики РФ, а чаще всего к недоинвестированию в неё и её деградации вследствие отсутствия инвесторов на предлагаемых условиях), так и в создание новых производств на территории РФ (следствием чего является отсутствие целых отраслей промышленности, так как иностранные инвесторы не горят желанием создавать себе на нашей территории эффективных конкурентов);
- Стерилизация в резервы в иностранной валюте вместе с ЦБ «избыточной» денежной массы, возникающей вследствие постоянного профицита как торгового, так и платёжного баланса страны. (следствием этого является неэффективная структура недоинвестированной российской экономики и замороженные на Западе валютные резервы).
Сам Минфин в Правительстве фактически выполнял роль агента ЦБ РФ, который в свою очередь действовал по прямому указанию ФРС и Банка Международных расчётов в Базеле, напрямую заинтересованных в создании максимально выгодных условий работы для иностранных компаний на территории РФ и недопущению сбалансированного развития экономики РФ и получению ею необходимых технологий и целых отраслей промышленности страны для создания полноотраслевой экономики и достижения технологического суверенитета.
Решение о размещении и удержании валютных резервов в западных валютах в объёмах, свыше необходимых для купирования кассовых разрывов при проведении внешнеторговых операций, вместо их использования для создания полноотраслевой структуры российской экономики (что было сделано по указке ФРС и Банка Международных расчётов в Базеле) является, несомненно, следствием как некомпетентности руководства ЦБ и Минфина РФ, так и неготовности их к выполнению многократно поставленных, начиная с майских Указов 2012 года, Президентом РФ задач по развитию нашей собственной экономики.
Их попытки оправдаться тем фактом, что они не могли предусмотреть начало военной операции на Украине, следствием чего стала заморозка наших резервов, нелепы, так как управленцы такого уровня должны были обеспечить безусловную сохранность резервов страны при любых условиях, а если это было невозможно в принципе, значит, их не надо было создавать в иностранной валюте, а необходимо было принять другое решение (золото, другие возможные активы), а самое оптимальное решение было – развивать свою экономику с использованием этих средств таким образом, чтобы как можно меньше зависеть от коньюнктуры на внешних рынках (для компенсации колебаний на них вроде бы и создавались указанные резервы). Китай пошёл именно по этому пути, он вкладывает в свою экономику даже больше средств, чем она может освоить, а РФ не вкладывала даже и 20% от того, что можно было спокойно потратить на создание собственных высокотехнологичных отраслей промышленности, таких как станкостроение, гражданская авиация, автостроение, микроэлектроника, отраслевая наука, двигателестроение и многих других. Нам ЦБ и Минфин рассказывали, что не надо тратить свои деньги, их надо складировать в западных банках, надо просто создать условия для инвестирования для иностранным компаний, и они нам создадут все необходимые отрасли высокотехнологичной промышленности. В результате у нас ни высокотехнологичной промышленности, ни денег, отправленных в западные банки.
И это со стороны Минфина и ЦБ хуже, чем преступление, это ошибка, вызванная некомпетентностью их руководителей.
Задача Министерства финансов в нормальных, а не инспирированных внешними силами условиях, в первую очередь состоит в том, чтобы обеспечивать финансовыми ресурсами те проекты и программы, которые отобраны для выполнения Правительством РФ и утверждены Председателем Правительства, а не «резать» подготовленные Правительством планы и программы на основании «отсутствия в бюджете средств для их реализации». Нахождение этих средств (не обязательно в бюджете – есть и эмиссия, и займы и облигации и другие инструменты) и способ их выделения и использования и является основной задачей Министерства финансов.
Если министр финансов просто отклоняет принятые Правительство проекты и программы на основании того, что в бюджете страны на это нет средств, то это ещё раз показывает его некомпетентность, тогда он вообще не нужен, его функции можно отдать обычному счетоводу, даже со средним специальным образованием. Искусство так сформировать финансовую базу для финансирования проектов Правительства, чтобы и обеспечить выделение всех необходимые средств, и чтобы это не привело к негативным последствиям для страны и есть самая важная задача министра финансов. А он от неё активно уклоняется. Или не хватает компетенции или желания выполнять решения Президента и Председателя Правительства РФ и указания ФРС США и Банка Международных расчётов, транслируемые через ЦБ РФ, ему значительно ближе и милее.
Корнеев Валерий Валерьевич