Под инфляцией всегда понимается рост цен по заданному набору товаров в сравнении одного периода времени с другим. Внутри этого периода также важно допущение, что считать средней ценой конкретного товара внутри этого периода. Инфляция по определению есть нечто плохое и для жителя страны, и для предприятия – производителя товаров и услуг.
Причины инфляции в России
Упрощенно – можно смотреть на четыре разных периода инфляции в постсоветской России. 1990–1998, 1999–2013, 2014–2019, 2020 – по сегодняшний момент. По причинам инфляции там будут и общие моменты, и уникальные особенности каждого периода.
Поскольку действуют несколько разных факторов одновременно, это облегчает задачу по «научному мошенничеству» – когда специалисты в конкретной области знаний предлагают упрощенное объяснение происходящего с упором на конкретную гипотезу, с претензией на «научность» предлагаемой гипотезы, поскольку их заказчикам выгодно именно такое толкование происходящего.
Соответственно, разговор о инфляции в России требует разговора (и текста), превышающего привычный размер газетной заметки, новостного сообщения в интернет-ресурсе или поста в телеграм-канале.
Современный этап: 2020–2022. Особенности данного периода
Продолжающееся (по сравнению с периодом 2014–2019) и резко сократившееся (по сравнению с периодом 1999–2013) финансирование частных проектов в РФ на займы западных банков.
Пандемия COVID-19, совпавшая с крайне деструктивной программой «Зеленого Великого Обнуления».
В сочетании они привели к масштабным сбоям в мировом морском транспорте и его многократном подорожании. Сильно подорожали энергоресурсы по всему миру – частично из-за изменений климата, частично из-за препятствий в строительстве новых месторождений угля, нефти и газа, в строительстве газопроводов, в строительстве тепловых электростанций, в выводе из работы многих АЭС в Германии и Японии. Все вместе это породило ситуацию быстрого подорожания всех видов продовольствия, сырья, базовых материалов
Создание большой новой денежной массы в странах Запада (более 30 триллионов долларов за 2 года) стало лишь в меньшей степени причиной роста цен, поскольку кроме частичного восстановления разрушенного пандемией потребительского спроса большей частью перешло на рынки финансовых активов и недвижимости.
Продолжающийся сверхлиберальный валютный режим в РФ без каких-либо существенных препятствий к вывозу капитала.
Продолжающий режим сознательно поддерживаемой нестабильности валютного курса рубля, несмотря на огромный торговый профицит.
Продолжающееся ограничение государственных расходов и потребительского спроса (огромный профицит бюджета, который сводится к техническому балансированию только через механизм ФНБ, принудительного превращения этих доходов во вложения в иностранные финансовые инструменты).
Пять главных факторов-причин сегодняшней инфляции:
- «COVID и Великое Обнуление» – рост цен на почти все виды базовых материалов – сырья, энергии, полуфабрикатов и компонентов в мире – при неуверенных, разрозненных действиях правительства РФ по защите внутреннего рынка от общемировой инфляции.
- Трудности финансирования (нет залогов) для производств и для жилищного строительства – при неопределенности потребительского спроса, падающих реальных доходов населения. Проще поднять цены, чем увеличить выпуск – что еще больше сжимает спрос. Даже при больших недозагруженных мощностях в экономике в среднем нехватка мощностей в небольшом количестве производств и рост цен на превращается в инфляцию для всех.
- Дороговизна кредитов – сверхвысокий процент по банковским кредитам превращается в налог на любую экономическую деятельность как при строительстве новых жилья и мощностей по выпуску, так и для оборотных средств.
Причем этот сверхвысокий процент превращается в налог в пользу иностранных бенефициаров и частного «либерального рентного класса» – то есть буквально в частную процентную ренту. Сумма собираемых процентных платежей всех видов составляет 7 триллионов рублей – вдвое больше всех расходов государства на оборону и выше, чем сумма всех собираемых налогов на доходы физических лиц (НДФЛ). Даже при доле государства выше 70% в суммарном банковском капитале страны – работа банков, распределение их прибыли, их влияние на экономическое развитие практически неотличимы от экономики с доминированием частных, иностранных коммерческих банков. Фиктивные «проблемные займы» и завышенные операционные расходы банков, их трудно отслеживаемые инвестиции в ИТ-системы, в «экосистемы» превратились в главный источник вывоза капитала, одновременно максимально снижая возврат процентных доходов государству через налог на прибыль и через дивиденды в пользу государства как владельца банков.
- Скачки курса рубля и вызванное этим подорожание всего импортного во внутреннем потреблении – от бытовых товаров до полуфабрикатов, компонентов, сложного оборудования.
- Нехватка готовой инфраструктуры всех видов, финансируемой прямыми госрасходами или беспроцентными кредитами, – дороги, водоснабжение и канализация, электросети, газоснабжение. Она вызывает и необходимость предприятиям строить недостающую часть самим, и необходимость в дорогих кредитах монополистов от банков для части своих инвестиций
Предыдущий фактор инфляции с «Периода 2» (1999–2013) и «Периода 3» (2014–2019) – постоянный рост внутренних тарифов монополистов – никуда не делся. Он стал производным от нескольких факторов – внешней инфляции базовых материалов, нехватки общественной инфраструктуры, дороговизны кредитов и всех прочих факторов, которые в сумме создают растущие издержки самих монополистов при медленно растущем объеме своих услуг.
Соответственно, неспособность политического класса и общества России воспринять эту многофакторную картину на уровне «футбольной кричалки» облегчает задачу агентов прозападного «либерального рентного класса» России, их западных покровителей по продвижению своей «кричалки» – упрощенных тезисов, никогда в истории еще не доказанных ни теоретически, ни практически, что на рост цен нужно реагировать снижением доступности банковского финансирования для всей экономики. Сохраняя при этом сверхлиберальный валютный режим и минимум финансовых ресурсов для роста спроса, для инфраструктуры, для роста производства.
В данном случае агентами являются руководители Центробанка и нескольких экономических ведомств правительства, небольшой круг дружественных им экономистов, журналистов и редакторов в СМИ.
Нет сомнений в искренней приверженности высшей власти России задачам экономического развития, роста качества жизни и реальных доходов большинства населения, быстрого безынфляционного роста. На это есть запрос от большинства населения страны. Но фактическая экономическая политика государства постоянно работает против этих задач и способствует максимально возможной инфляции.
Соответственно, первопричиной инфляции в России является захват экономической политики узкой группой частных заинтересованных лиц из либерального рентного класса и их агентов.
Это можно сравнить с действиями биологического паразита, подавляющего иммунные и прочие защитные действия организма-хозяина, чтобы облегчить свое питание за счет ресурсов организма-хозяина. Инфляция в данном случае похожа на процесс постоянного воспаления и небольшой повышенной температуры в организме-хозяине. Нечто, умеренно дискомфортное для паразита, но неизбежный побочный результат при достижении им гораздо более важной цели сохранения питания от организма-хозяина.
Условия, объективно существующие в России для длительного, быстрого безынфляционного роста
Доказательством тезиса о захвате (capture) государственной экономической политики узкой группой частных заинтересованных лиц из либерального рентного класса и их агентов является следующее изложение условий, давно существующих в России для длительного безынфляционного экономического роста:
- длительный, огромный профицит торгового баланса. Упрощенно – Россия экспортирует на 400 млрд долл. в год и импортирует на 200 млрд долл. в год. Уже один этот фактор должен был бы полностью устранить влияние валютных курсов на инфляцию. Также небольшие, временные барьеры для излишнего экспорта сырья и базовых материалов устранили бы давление;
- обеспеченность энергетическими ресурсами, питьевой водой, всеми видами сырья и базовых материалов;
- достаточность базовой, «скелетообразующей» инфраструктуры в большинстве регионов. Практически нет регионов, лишенных транспортной доступности, питьевой воды, возможностей перетока электроэнергии и газа в регион при быстром росте потребления. Нехватка инфраструктуры чаще проявляется в ситуациях, когда «нужна новая автомобильная или железнодорожная магистраль для следующей ступени роста экономики» и «нужно расшить узкие места в конкретном городе или районе с относительно небольшими вложениями относительно объема нового строительства или промпроизводства»;
- огромная избыточность удобной, готовой для экономического развития территории – даже в самых заселенных районах страны. Это равнины в умеренном климате с минимумом гор и сейсмоопасных районов;
- высокий уровень образованности населения и быстро восстанавливаемая самодостаточность научной школы и системы образования – даже при всех изъянах, «импортированных» за последние 30 лет из западных стран;
- внешнеполитическая независимость, высокая обороноспособность, отсутствие иностранных военных баз на территории страны как фактора риска для сохранности курса правительства;
- размер внутренней экономики в 146 миллионов населения, намного превосходящий уровень достаточности внутреннего рынка для развития всех без исключения отраслей экономики даже в случае полной автаркии и самоизоляции – и притом экономическая связанность с большинством постсоветских стран с преимуществами России по размещению именно на своей территории укрупненных производств для нужд всей торговой зоны;
- торговые связи с Китаем и десятками стран – даже в случае максимально враждебных санкций со стороны западных стран;
- уже достигнутый уровень обеспеченности внутреннего рынка производствами внутри страны – даже при сохраняющей зависимости в ряде изделий и компонентов;
- возможности переезда из одних регионов страны в другие, возможность притока миллионов культурно близких русскоязычных – при сохраняющейся возможности тактического привлечения трудовых мигрантов из менее желательных стран-соседей для покрытия временной нехватки рабочих;
- опыт успешного построения систем контроля и учета национального масштаба – от ИТ-систем ФНС, государственных ИТ-сервисов и до биллинговых, платежных, транзакционных систем национального масштаба в частных компаниях;
- многократно (в десятках стран на протяжении десятилетий) доказанная возможность обходить формальные требования ВТО и финансовых организаций и соглашений в случае их препятствий к достижению безынфляционного, быстрого экономического роста.
Все вышеизложенное не оставляет никаких постоянно действующих причин или предпосылок для инфляции внутри страны – даже при быстром экономическом росте в 10% и выше в течение многих лет подряд.
Возможные примеры других стран
Посмотрим ниже лишь на примеры выполнения этой политики длительного безынфляционного роста именно при массированном внешнем противодействии, но без успешного внешнего военного вторжения сил западного мира. Внутри самого западного мира есть масса примеров длительного безынфляционного роста даже за последние 20 лет в условиях безоговорочного господства неолиберальных торговых, валютных, банковских норм.
Один из многих примеров изложенного – пример экономики Китая в 1995–2018 гг. при среднем росте экономики в 9%, при увеличении денежной массы М2 в 18 раз за 23 года, при средней инфляции 4% (в пределах 2–4% все 23 года, кроме 3 лет крупных сырьевых шоков, подорожаний на внешних рынках).
При этом Китай большую часть этого периода имел лишь меньшую часть из всех вышеперечисленных условий для безынфляционного роста.
Другой пример – Бразилия 2002–2009 гг. при проведении политики президента Лулы да Силва и его «супербанка» BNDES – хотя и с массой оговорок про валютную стабильность и множество попыток извне подорвать действие этой модели через атаки на курс бразильского реала, скоординированные с попытками местных версий «оранжевой революции», в итоге сместившей президента Силва, а чуть позже и президента Руссеф.
Автор: Андрей Подойницын