В рамках реализации Концепции укрепления российского суверенитета (КУРС), разработанной под руководством заместителя председателя ГД РФ А. М. Бабакова, появилась возможность предложить механизм обеспечения военнослужащих (а впоследствии и других сотрудников силовых органов РФ) качественным и недорогим жильём.
В настоящее время обеспечение жильём военнослужащих реализуется через стандартные гражданские ипотечные программы, несколько модифицированные для применения военнослужащими.
Такая структура обеспечения жильём военнослужащих несёт в себе заранее заложенные в неё неустранимые недостатки, а именно:
- завышение стоимости жилья, приобретаемого военнослужащими на свободном рынке, так как в его цену заложены непроизводительные расходы на покупку на земельном аукционе девелопером участка земли под застройку, банковские проценты застройщика и девелопера, ничем не ограниченную коммерческую прибыль участников проекта, немалую коррупционную составляющую и другие затраты, вносимые застройщиком в цену объекта недвижимости, что увеличивает стоимость приобретаемого жилья для военнослужащих на 80–300% относительно его реальной себестоимости от непосредственно прямых затрат на строительство;
- военнослужащие также вынуждены покрывать банковские проценты на получаемый военнослужащим ипотечный заём весь срок ипотечного договора, что увеличивает его стоимость для военнослужащего ещё на 50–80% в зависимости от срока погашения займа;
- военнослужащие вынуждены приобретать низкокачественное и малогабаритное жильё из-за его завышенной стоимости (см. пп. 1 и 2), что является существенным ограничением для создания крепкой многодетной семьи, хотя именно в семьях военнослужащих с точки зрения интересов РФ как государства желательно стимулировать рождаемость, ведь со всех точек зрения как раз в таких семьях воспитываются позитивные качества подрастающего поколения.
Так как все эти непроизводительные завышения стоимости для военнослужащих приводят к превышению покупной цены недвижимости от её реальной себестоимости строительства от 150 до 400%, предлагается применить более справедливый и эффективный способ обеспечения военнослужащих жильём.
Предлагается использовать современный подход политэкономической мысли в рамках КУРСа, который способен эффективно выстроить схему получения военнослужащими качественного недорогого жилья с дополнительной возможностью поддержки решения демографических задач, стоящих перед РФ.
Предлагается к реализации следующая схема.
Для финансирования строительства жилья для военнослужащих государственный институт развития ВЭБ.РФ выпускает инфраструктурные облигации, которые приобретает ЦБ РФ за средства целевой проектной суверенной эмиссии.
Данные средства ВЭБ.РФ направляет в виде беспроцентного займа в Фонд территориального развития (новая организация), который является техническим оператором проекта.
Фонд территориального развития (ФТР) производит следующие операции:
- заказывает разработку типовых модульных проектов для малоэтажного (усадебного) строительства из общедоступных строительных материалов, распространённых на всей территории РФ. Модули состоят из базового (100 кв. м) и дополнительных (три модуля по 50 кв. м.), служащих для расширения площади дома как во время первоначального строительства, так и в будущем самостоятельно собственником дома по мере роста семьи военнослужащего. При этом необходимо обеспечить архитектурное многообразие (5–10 вариантов) компоновки разработанных модулей по желанию военнослужащего-заказчика на земельном участке в 1 000 кв. м;
- создаёт (сначала один, а по мере разворачивания проекта и несколько) производственных модулей для промышленного производства строительных блоков для компоновки домов по разработанным проектам. Промышленное производство компонентов резко снижает себестоимость строительства;
- получает у региональных властей бесплатно земельные участки для размещения посёлков на основании заказов на необходимое количество домов для военнослужащих в данном регионе от министерства обороны;
- заключает договоры на обеспечение поселков военнослужащих коммунальной инфраструктурой с ПАО «Росавтодор», ПАО «Россети», ПАО «Газпром», которые создают необходимую для поселка инфраструктуру, финансируя её из собственных инвестиционных программ. Социальная инфраструктура посёлка создаётся из региональных бюджетов, получающих на это средства из федерального бюджета в виде межбюджетных трансферов;
- заключает договоры на строительство усадебного посёлка на участках по 1 000 кв. м домами от 100 кв. м из промышленных элементов собственного производства;
- передаёт построенные дома в посёлке по мере окончания их строительства на баланс Военного ипотечного агентства (ВИА) в составе МО (необходимо определить такую структуру в составе оргструктур МО), после чего заём перед ВЭБ.РФ переходит к ВИА.
Военное ипотечное агентство:
1) заключает ипотечные беспроцентные договоры с военнослужащими, ранее подавшими в МО заявки на обеспечение жильём в данной программе и получившими одобрение;
2) осуществляет администрирование платежей по этим договорам в адрес ВЭБ.РФ, постепенно погашая выданный заём;
3) ВЭБ.РФ погашает свои облигации перед ЦБ РФ по мере обеспечения всех военнослужащих жильём и завершения программы.
По оценкам специалистов, стоимость дома площадью 100 кв. м на участке 1 000 кв. м в составе посёлка для военнослужащих из изготовленных промышленным способом модульных конструкций «под ключ» составит 4 млн рублей (40 тыс. рублей за кв. м), что при беспроцентной для военнослужащего ипотеке на 20 лет составит выплаты в размере 16,7 тыс. рублей в месяц.
Данная схема представляется наиболее эффективной по следующим причинам.
Военнослужащие:
1) получают комфортное усадебное жильё со всей необходимой инфраструктурой по ценам на 150–400% дешевле, чем у коммерческих застройщиков;
2) имеют возможность выбрать подходящий им дизайн помещений и внешнюю отделку дома. Могут из промышленных элементов с низкой себестоимостью со временем расширять (даже самостоятельно на основе имеющегося у каждого владельца дома полного комплекта проектной документации на дом) купленное жильё по мере роста семьи.
Государство:
1) возвращает целевые эмиссионные средства в первый год строительства жилья в размере около 45% (в виде поступлений налогов в бюджеты всех уровней), а потом в течение 20 лет получает от военнослужащих (беспроцентные) платежи в размере всех 100% стоимости дома для покрытия взятого ими у ВИА ипотечного займа, напрямую поступающие в ЦБ. То есть «прибыль» государства составляет 55% от выделенных средств;
2) получает позитивный эффект от улучшения материального благосостояния военнослужащих без необходимости увеличения расходов на их денежное довольствие. Высвободившиеся от оплаты ипотеки средства военнослужащие частично будут направлять на поддержку демографической ситуации без дополнительных государственных затрат на эти цели, что даст дополнительную экономию бюджетных средств;
3) получает дополнительные доходы в бюджеты всех уровней от увеличения активности экономических субъектов вокруг вновь построенных посёлков для военнослужащих (магазины, сервисы, самозанятые и др.).
Для министерства обороны:
1. Вырастет привлекательность военной службы по контракту.
2. Улучшится мотивация и морально-психологическая подготовка военнослужащих, что приведёт к повышению показателей в боевой подготовке.
3. Появляется реальная возможность решить все задачи по обеспечению военнослужащих жильём в срок до 7 лет и в последующем сразу предлагать военнослужащим, заключающим контракт на военную службу, служебное жильё вблизи места прохождения службы в таком посёлке с последующим его переоформлением в собственность по данной ипотечной программе.