1. ВВП: «Он проходит в непростое для всего мирового сообщества время, когда экономика, рынки, да и сами принципы глобальной экономической системы оказались под ударом».
КУРС: Однако наши финансовые органы в ЦБ и Минфине продолжают эти принципы исповедовать и использовать на практике.
2. ВВП: «Изменения – это естественный ход истории, поскольку цивилизационное многообразие планеты, богатство культур трудно сочетать с политическими, экономическими и другими шаблонами, шаблоны здесь не работают».
КУРС: Поэтому КУРС предлагает взглянуть на экономику современным и непредвзятым взглядом и вступить в дискуссию с ЦБ и Минфином, а также с экономистами, поддерживающими их устаревшие шаблонные взгляды на нашу экономику, приводящие к её разрушению.
3. ВВП: «Они (США) словно не замечают, что за последние десятилетия на планете сформировались и всё громче заявляют о себе новые мощные центры. Каждый из них развивает свои политические системы и общественные институты, реализует собственные модели экономического роста и, конечно, имеет право на их защиту, на обеспечение национального суверенитета».
КУРС: К сожалению, ни ЦБ, ни Минфин не предлагают собственных моделей экономического роста и ДКП, а движутся в фарватере ФРС и Мирового банка.
4. ВВП: «Однако подчеркну и хотел бы отметить: чтобы и дальше добиваться успеха, мы должны предельно честно и реалистично оценивать ситуацию, быть при этом самостоятельными в своих выводах и, конечно, верить в свои силы, это очень важно».
КУРС: Для этого надо организовать для начала хотя бы открытое обсуждение вариантов нашего дальнейшего движения, но самостоятельность несвойственна ни ЦБ, ни Минфину, они явно не хотят слышать альтернативных точек зрения.
5. ВВП: «Сегодня наша задача – создать условия для наращивания производства, для увеличения предложения на внутреннем рынке и сбалансированно с ростом предложения восстанавливать конечный спрос».
КУРС: Для этого необходимо обеспечить производителей товаров финансовыми средствами не по запретительной ставке, а 2-3% годовых максимум.
6. ВВП: «Уже сказал, мы приняли специальные меры для пополнения оборотного капитала компаний. В том числе бизнес практически во всех отраслях получил право на отсрочку по страховым взносам за второй квартал текущего года. При этом производственные предприятия имеют более широкие возможности – они смогут воспользоваться отсрочкой и в третьем квартале. По сути, речь идёт о беспроцентном кредите от государства.
…Для наращивания возможностей Фабрики проектного финансирования ВЭБа выделим 120 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния».
КУРС: Отличная мысль о беспроцентном кредите напрямую от государства. Предлагаем сделать следующий шаг и предоставить его не отсрочками, а деньгами. Эффект роста ВВП в 10% гарантирован.
7. ВВП: «Конечно, для представителей бизнеса понятно: высокая ключевая ставка прижимает экономику – понятно».
КУРС: Очень верная мысль. И служит ПРИЧИНОЙ инфляции, так как уменьшает производство товаров и увеличивает на них цены, а и то и другое ведёт к инфляции.
8. ВВП: «Прямым следствием действий европейских политиков и событий текущего года станет дальнейшее усугубление неравенства в этих странах, что, в свою очередь, будет ещё сильнее раскалывать их общества, причём вопрос не только в уровне благосостояния, но и в ценностных ориентирах различных групп этого общества.
Резкое усиление инфляции на товарных и сырьевых рынках стало фактом задолго до событий текущего года. Мир в такую ситуацию последовательно загоняла многолетняя безответственная макроэкономическая политика стран так называемой “Большой семёрки”, включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов. Причём эти процессы лишь ускорились, активизировались с началом пандемии коронавируса ещё в 2020 году, когда в глобальном масштабе кардинально сократились и предложение, и спрос на товары и услуги».
КУРС: Поэтому необходимо не только стимулировать спрос, а в основном стимулировать предложение товаров через поддержку товаропроизводителей низко- или беспроцентными кредитами, профинансированными через КОНТРОЛИРУЕМУЮ государством ЦЕЛЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ эмиссию.
9. ВВП: «Не придумав или не пожелав использовать другие рецепты, власти ведущих западных экономик просто-напросто запустили “печатный станок”. Таким нехитрым способом стали покрывать невиданные ранее бюджетные дефициты.
Напечатали деньги в огромных количествах, а дальше что? Куда потекли все эти средства? Очевидно: в том числе на закупку товаров и услуг за пределами западных стран – вот куда они потекли, эти деньги напечатанные».
КУРС: Вот поэтому целевой проектной эмиссией необходимо не покрывать затраты бюджетов на текущие расходы, а использовать на создание новых производств и новой инфраструктуры.
10. ВВП: «Просчитать дальнейшее развитие событий несложно. Нехватка удобрений означает снижение урожайности, а значит, повысятся риски недопоставок продовольствия на мировой рынок, цены пойдут ещё сильнее вверх, что грозит голодом прежде всего в беднейших странах, и это будет целиком на совести администрации Соединённых Штатов и евробюрократии».
КУРС: Точно так же нехватка финансирования для создания собственных производств товаров, к которым доступ нам ограничен или может быть легко ограничен, приведёт к нехватке этих товаров, причём по любым товарам, и цены пойдут вверх, вызывая всплеск инфляции.
А значит, государство (только оно целиком видит всю картину рисков и обладает достаточными ресурсами для финансирования создания необходимых цепочек производств) должно взять на себя ответственность и финансирование их создания.
11. ВВП: «Ситуация зрела годами, подстёгивалась недальновидными действиями тех, кто привык решать свои проблемы за чужой счёт, кто полагался и до сих пор полагается на механизм финансовой эмиссии, чтобы перекупать, перетягивать на себя торговые потоки и тем самым обострять дефициты и провоцировать гуманитарные катастрофы в отдельных регионах мира. Хочу добавить: это, по сути, всё та же грабительско-колониальная политика, но, конечно, в новом виде, в новом издании, гораздо более тонкая и изощрённая. Сразу и не поймёшь, что происходит.
Сейчас важнейшая задача для всего мирового сообщества – нарастить поставки продуктов питания на глобальный рынок, в том числе обеспечить потребности стран, особенно нуждающихся в продовольствии.
Россия, обеспечивая свою внутреннюю продовольственную безопасность, свой внутренний рынок, способна значительно увеличить экспорт продовольствия и удобрений».
КУРС: Точно так же как Россия стимулировала производство продовольствия беспрецедентными государственными субсидиями и преференциями, необходимо поступить и со всем списком товаров и услуг, требуемых российскому внутреннему рынку. На базе развития внутреннего производства постепенно выходить на внешние рынки и захватывать их по всему спектру производимых в России продукции и услуг. Получилось с продовольствием, получится и с остальными товарами и услугами.
12. ВВП: «Что хочу подчеркнуть? Суверенитет в XXI веке не может быть частичным, фрагментарным. Все его элементы одинаково важны, они усиливают, дополняют друг друга.
Поэтому нам важно не только отстаивать свой политический суверенитет, национальную идентичность, но и укреплять всё то, что определяет экономическую самостоятельность страны, её финансовую, кадровую, технологическую самостоятельность и независимость».
КУРС: Все составляющие суверенитета опираются на возможность обеспечить своё производство, что невозможно эффективно обеспечить без динамично развивающейся инновационной экономики под контролем государства.
13. ВВП: «Конечно, санкционные ограничения поставили перед страной много непростых задач. Часть предприятий продолжает испытывать проблемы с комплектующими. Целый ряд технологических решений стали недоступны для наших компаний. Нарушена логистика.
Но, с другой стороны, всё это открывает для нас новые возможности – мы часто говорим об этом, но это действительно так. Всё это является стимулом к построению экономики, обладающей полным, а не частичным технологическим, производственным, кадровым, научным потенциалом и суверенитетом.
Конечно, такую комплексную задачу невозможно решить, что называется, в один момент. Нужно продолжать системную работу, рассчитанную на перспективу. Именно так и действует Россия, реализуя долгосрочные планы развития отраслей экономики, укрепления социальной сферы».
КУРС: Все эти важные задачи отлично решаются способами, предлагаемыми КУРСом, что доказано многими примерами успешных стран, реализовавших у себя на практике Универсальную экономическую систему, являющуюся основой КУРСа.
14. ВВП: «И сегодня хотел бы остановиться на ключевых принципах, на основе которых будет развиваться наша страна, наша экономика.
Первый – это открытость. По-настоящему суверенные государства всегда настроены на равноправное партнёрство, на то, чтобы вносить свой вклад в глобальное развитие.
Россия намерена наращивать научное, технологическое, культурное, гуманитарное и спортивное сотрудничество на принципах равноправия и уважения партнёров. При этом наша страна будет стремиться к ответственному лидерству по всем этим направлениям».
КУРС: Без создания под управлением и с использованием финансирования государства компаний – технологических лидеров по всем основным направлением промышленности и по всей цепочке поставок комплектующих для них не обойтись. Бизнес не будет решать государственные задачи за свой счёт. Он пойдёт по пути наименьшего сопротивления, то есть будет пытаться комплектоваться исходя из цели наименьшей стоимости, а не из принципов обеспечения технологической безопасности и места происхождения комплектующих, что доказали предыдущие 30 лет. А это значит, что страна не сможет избавиться от технологической зависимости и опасности блокирования поставок комплектующих на любые наши предприятия.
15. ВВП: «Второй принцип нашего долгосрочного развития – это опора на предпринимательские свободы. Каждая частная инициатива, направленная на пользу России, должна получить максимальную поддержку и пространство для реализации».
КУРС: Очень верное заявление и практика. Вот только надеяться, что предпринимательская инициатива покроет ВСЕ необходимые для государственного технологического суверенитета технологические цепочки, и даже значительную их часть, не приходится. Частный бизнес имеет целью увеличение прибыли собственного бизнеса, а не решение задач государственного технологического суверенитета. А он крайне необходим для нашего выживания. Мы только что в этом убедились.
А значит, государство должно определить ВСЕ необходимые для достижения технологического суверенитета страны технологические цепочки и профинансировать их создание. И поддерживать государственными решениями (разумные протекционистские меры) эффективность их существования и дальнейшего развития. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ путь.
16. ВВП: «Третий принцип нашего долгосрочного развития – это ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика. Во многом именно такая линия позволила нам выдержать беспрецедентное санкционное давление. Но повторю, для нас эта политика важна не только для ответа на текущие вызовы, но и в долгосрочной перспективе. Мы не будем повторять печальный опыт западных коллег, которые раскручивали инфляционную спираль и разбалансировали свои финансы».
КУРС: Они разбалансировали свои финансы, так как направили эмиссию исключительно на поддержку спроса, так как собственные производства они сами вывели за границу, что и привело к чудовищной инфляции.
17. ВВП: «Уже поручил правительству подготовить предложения по новым бюджетным правилам. Они должны обеспечить предсказуемость бюджетной политики, создать условия для максимального использования внешнеэкономической конъюнктуры. Всё это нужно, чтобы укрепить фундамент экономического роста, решать инфраструктурные и технологические задачи, что является базой для повышения благополучия граждан.
Да, некоторые мировые резервные валюты сейчас занимаются самоубийством, это очевидно, в любом случае суицидальные настроения у них налицо. Конечно, “стерилизовать” нашу денежную массу с их помощью сегодня бессмысленно. Но главный принцип – тратить, исходя из понимания того, сколько заработали, остаётся, и его никто не отменял. Мы это понимаем».
КУРС: Что касается бюджетной политики – очень правильный подход. Но создание НОВОЙ инфраструктуры, причём не только коммунальной или дорожной, а и производственной инфраструктуры обеспечения комплектующими ВСЕХ технологических цепочек, в технологически суверенной экономике необходимо НЕ из бюджетов всех уровней. Бюджеты предназначены для обеспечения эксплуатации и поддержания в хорошем техническом состоянии УЖЕ созданной инфраструктуре всех типов. Ведь наполняются бюджеты в процессе эксплуатации УЖЕ созданной инфраструктуры.
Например, если инвестиции в создание любого предприятия или новой инфраструктуры приходят со стороны частного (например, иностранного) инвестора, наши финансовые власти и ЦБ с Минфином считают это благом для экономики. Но ведь эти инвестиции НЕБЮДЖЕТНЫЕ, а значит, по их же представлениям, должны приводить к инфляции. Но почему-то иностранные или квазииностранные инвестиции наши денежные власти приветствуют и всеми силами создают для них условия в виде свободного перемещения прибыли за границу, снимая за последние 30 лет последовательно все валютные ограничения.
А создавать НОВУЮ инфраструктуру (дороги, ЖКХ, промышленные предприятия) за счёт государственных НЕБЮДЖЕТНЫХ средств (целевой проектной государственной эмиссии) наши государственные финансовые власти отказываются. И это не вызывает у них когнитивного диссонанса. Может быть, потому что эти инвестиции не ведут к увеличению потока выводимых за границу средств в виде получаемой прибыли, а, наоборот, пополняют из неё государственный бюджет, о котором они якобы так пекутся?
Что-то не так в причинно-следственных связях в логике нашего финансово-экономического блока.
18. ВВП: «Четвёртый принцип нашего развития – это социальная справедливость. У роста экономики и деловой инициативы, индустриальных возможностей и научно-технологического потенциала страны должно быть мощное социальное воплощение. Такое развитие должно вести к сокращению неравенства, а не к его усугублению, как это происходит в некоторых других странах. Да и мы, честно сказать, тоже не являемся чемпионами по решению этих задач, у нас здесь много вопросов и проблем остаётся.
Снижение бедности и неравенства – это спрос на отечественную продукцию, причём по всей территории страны, а значит, и сокращение разрыва в потенциале регионов, создание новых рабочих мест именно там, где они нужнее всего, в целом определяющее условие для дальнейшего экономического развития».
КУРС: Самый эффективный способ одновременного решения проблемы бедности, демографии и технологического суверенитета – обеспечение опережающего роста доходов, начиная с самых нижних слоёв. Тогда совокупный спрос станет достаточным для обеспечения производства самых высокотехнологичных продуктов на нашей территории и создания новых технологий.
19. ВВП: «Будущее России – это семья с двумя, тремя и большим числом детей. Поэтому речь должна идти не только о прямой финансовой поддержке – нам нужно нацелить, настроить на запросы семей с детьми систему здравоохранения, образования, все сферы, определяющие качество жизни людей».
КУРС: Обеспечение опережающего роста доходов населения, начиная с самых нижних слоёв, и реального решения жилищной проблемы в виде массового малоэтажного строительства по разумным экономически обоснованным ценам (которые в 3-4 раза ниже, чем сейчас) – единственный способ повышения коэффициента рождаемости с нынешних 1,5 до 3 (США доказали это после ВОВ).
20. ВВП: «Пятый, принцип, на котором Россия выстраивает свою экономическую политику, – это опережающее развитие инфраструктуры.
Мы уже увеличили прямые бюджетные расходы на укрепление транспортных артерий. В следующем году стартует масштабный план по строительству и ремонту опорной сети федеральных и региональных автодорог. За пять лет не менее 85 процентов её протяжённости должно быть приведено в нормативное состояние.
Активно используется такой новый инструмент, как инфраструктурные бюджетные кредиты. Они выдаются на 15 лет по ставке три процента. Уже говорил, что спрос на них оказался гораздо выше, чем мы изначально планировали. У регионов много проработанных, перспективных проектов – нельзя откладывать их запуск. Мы ещё подумаем, что с этой мерой поддержки делать. Вчера вечером ещё дискутировали на этот счёт. Во всяком случае, сейчас только констатирую, что этот инструмент работает надёжно.
Отдельный вопрос – модернизация жилищно-коммунального хозяйства. Здесь накопилось много проблем. Отрасль хронически недоинвестирована – по оценкам, на 4,5 триллиона рублей. Свыше 40 процентов сетей подлежит замене. Отсюда низкая эффективность и большие потери. При этом ежегодно ветшает, приходит в негодность порядка трёх процентов сетей, а заменяются на новые не более двух процентов, то есть проблема из года в год усугубляется.
Предлагаю консолидировать ресурсы и запустить комплексную программу модернизации ЖКХ, синхронизировать её с другими планами инфраструктурного развития, а также капитального ремонта жилого фонда. Задача – кардинально изменить ситуацию, последовательно снижать долю устаревших сетей, так же как мы это делаем, расселяя аварийное жильё и ремонтируя дороги. Подробно обсудим вопросы ЖКХ и развития строительного комплекса с губернаторами на заседании президиума Госсовета на следующей неделе».
КУРС: Ремонт и модернизацию существующей инфраструктуры правильно проводить из бюджетных средств. Новую инфраструктуру неэффективно создавать из бюджетных расходов. Создаваемая новая ёмкость экономики не должна обескровливать предыдущий её объём, а у нас именно так и происходит. Вновь создаваемые объекты дают новую экономическую ёмкость для оборота денег в экономике, значит, под их создание необходимо проводить дополнительную эмиссию, чтобы насытить оборотными деньгами новые экономические субъекты. Причём под инфраструктурой вполне можно понимать и производства, обеспечивающие в качестве комплектующих и материалов своей продукцией множество отраслей (например, производство всего спектра электродвигателей, кабельной продукции, крепёж, химические агенты и лакокрасочное производство и так далее. Все производства, не выпускающие конечную продукцию).
21. ВВП: «Безусловным приоритетом для нас является комплексное обустройство и развитие сельских территорий. Люди, которые работают на селе, кормят страну, а как сейчас видно, и значительную часть мира, должны жить в комфортных, достойных условиях. В этой связи прошу правительство выделить дополнительные средства на профильную программу».
КУРС: В сельскую местность (или близкую к ней по ландшафту) нужно переселять ВСЕХ граждан. Только так повысится качество их жизни и значит – рождаемость. Сейчас уже 62% ввода всего нового жилья – это ИЖС. И по опросам, 85% семей хотят жить в своём доме на земле. А вся поддержка государства идёт застройщикам многоэтажек, перекачивая деньги бюджета в их карманы и карманы банков и снижая рождаемость в результате. Нет примеров хорошей рождаемости в городских условиях.
22. ВВП: «Шестой, на мой взгляд, сквозной, объединяющий нашу работу принцип развития – это достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов. Нам нужно выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений.
Если мы будем лишь повторять других, пытаться заменить, пусть и самыми качественными копиями, чужие товары, то рискуем оказаться в позиции постоянно догоняющих, а надо быть на шаг впереди, создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые способны стать новыми мировыми стандартами».
КУРС: У нас отсутствуют сейчас целые звенья в технологической цепи производства комплектующих и материалов. Необходимо вернуть обратно технологические школы по конструированию и выпуску самых современных комплектующих и материалов. А эту задачу можно решить частными компаниями только по государственному заказу и за государственные средства, как это было сделано в США перед ВОВ, Южной Корее – после войны, в Германии – тоже после ВОВ, Китае – в последние 30 лет. Невозможно создать качественный и тем более прорывной продукт, если в стране нет производства комплектующих, его составляющих. Немецкие технологические гиганты стоят на фундаменте тысяч малых и средних промышленных предприятий, которые производят комплектующие для них и постоянно улучшают конструкцию и технологии, чтобы оставаться самыми передовыми. Без создания сети поставщиков комплектующих высшего качества на территории страны бессмысленно конструировать современную технику для конечного потребителя, как промышленного, так и частного. Просто не будет доступа к комплектующим для них. Как к блокам АБС и подушкам безопасности в автомобилестроении сейчас. В остальных отраслях ситуация такая же.
23. ВВП: «Повторю, технологическое развитие – это сквозное направление, которое определит не только текущее десятилетие, но и весь XXI век. Подробно, в деталях обсудим тему построения новой технологической экономики – техноэкономики – на ближайшем Совете по стратегическому развитию. Здесь много тем для дискуссий, а главное – для принятия управленческих решений. Имею в виду развитие инженерного образования и трансферт научных разработок в реальную экономику, обеспечение финансовыми ресурсами быстрорастущих, высокотехнологичных компаний. Обсудим также развитие сквозных технологий и ход работы проектов цифровой трансформации отдельных отраслей.
Подчеркну, производить всё и вся, конечно же, невозможно, да и не нужно. Однако нам необходимо обладать всеми критически важными технологиями, чтобы при необходимости в короткие сроки наладить собственное производство любой продукции. Именно так мы поступали, когда быстро обеспечили выпуск вакцин от коронавируса, а сейчас развернули производство многих других видов продукции и услуг».
КУРС: Абсолютно верно. И обеспечить финансовыми ресурсами быстрорастущие, высокотехнологичные компании без обескровливания остальной экономики (а понадобятся десятки триллионов рублей в год) можно только с использованием целевой проектной эмиссии, как для обеспечения этих задач делали многие (сейчас самые передовые) страны до нас.
24. ВВП: «Задача сегодняшнего дня в том, чтобы нарастить мощности, в сжатые сроки наладить необходимые линии. И один из ключевых вопросов – это комфортные условия для работы предприятий, а также наличие подготовленных производственных площадок.
Прошу правительство к осени представить ключевые параметры нового режима работы промышленных кластеров. Что здесь важно?
Первое – финансирование. Проекты, запускаемые в таких кластерах, должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более семи процентов годовых в рублях. Проговорили все эти вопросы, в том числе и с нашим экономическим блоком. Все согласны, будем делать.
Второе – налогообложение. В кластерах нужно обеспечить низкий уровень условно постоянных налогов, в том числе страховых взносов.
Третье – это поддержка производства на стартовой, ранней стадии, формирование пакета заказов, в том числе предоставление субсидий на покупку готовой продукции таких предприятий. Вопрос непростой, но думаю, что субсидии потребуются. Они нужны для того, чтобы рынок обеспечить. Надо это просто проработать спокойно.
Четвёртое – упрощённое администрирование, включая минимум либо полное отсутствие проверок, а также работа предприятий в режиме комфортного и необременительного налогового и таможенного мониторинга.
Пятое и, возможно, самое важное – необходимо создать механизмы гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию, которая только выходит на рынок. Обращаю внимание правительства: такой льготный режим и соответствующие промышленные кластеры должны заработать уже с 1 января 2023 года.
Что в этой связи хочу сказать. И новые, и уже действующие точки индустриального роста должны притягивать к себе малый бизнес, вовлекать его в свою орбиту. При этом для предпринимателя, для небольших организаций важно видеть горизонт, понимать перспективы.
Прошу правительство совместно с корпорацией МСП [Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства] и нашими крупнейшими компаниями запустить инструмент долгосрочных договоров компаний с госучастием с субъектами малого и среднего предпринимательства. Таким образом, на годы вперёд будет гарантирован спрос на продукцию таких предприятий, при этом поставщики смогут уверенно брать на себя обязательство создать новое или расширить действующее производство под этот заказ».
КУРС: Очень верно сформулированное предложение. Только процент по кредитам должен быть не 7%, а максимум 3%, а лучше вообще 0%, чтобы не вызывать дополнительный инфляционный импульс из-за необходимости предприятиям покрывать проценты банкам, которые являются непроизводительными расходами и просто ведут к повышению цен на продукцию, а это и есть инфляция.
25. ВВП: «При этом приобретение готовых площадей сдерживают пока ещё высокие ставки по кредитам.
В этой связи – чтобы отечественный бизнес мог быстро развернуть выпуск необходимой продукции – предлагаю запустить принципиально новый инструмент: промышленную ипотеку. Речь идёт о льготных долгосрочных кредитах по ставке пять процентов годовых. Право на такие кредиты получат предприятия, которые планируют купить готовые площади для производства. Прошу правительство не затягивая отработать все детали с банковским сектором России, чтобы уже в ближайшее время промышленная ипотека заработала в полном объёме».
КУРС: А ещё лучше для обеспечения более низких цен на промышленные площади просто снизить до минимума (2-3%) ставки кредитов как для строительства, так и для приобретения объектов.
А льготные кредиты по ставке пять процентов, если они подразумевают субсидирование из бюджета страны процентной ставки для коммерческих банков, просто инструмент перекачки бюджетных средств в банки.