В государственном бюджете главными источниками доходов являются налоги и нефтегазовые (и вообще экспортные сырьевые) доходы.
После роста нефтегазовых доходов бюджета вследствие скачка цен на углеводороды мы наблюдаем постепенную тенденцию к их сокращению или, как минимум, к стабилизации, если наши усилия по взаимодействию с ОПЕК+ и противодействию наложенным санкциям приведут к успеху.
Увеличить, (тем более резко) доходы от сырьевого экспорта крайне маловероятно, а увеличение налогов приведёт к обвалу нашей промышленности и экономики в целом, а значит, и к уменьшению доходов всего консолидированного бюджета.
То есть, чтобы обеспечить необходимыми средствами восстановление присоединённых регионов без масштабного обвала бюджетного обеспечения остальных регионов России, у нас нет другого выхода, как применить суверенную рублёвую эмиссию.
Тем более, что на наших глазах cуммарно с 1 января по 1 сентября денежная масса приросла на 8,023 трлн рублей или же на 10,16%.
Перспективы увеличения денежной массы в реальном выражении отличные.
Инфляция околонулевая, а рост М2 составляет несколько процентов в месяц и снижается, вплоть до никогда не наблюдавшейся у нас ранее дефляции. Следовательно, по итогам года у нас будут отличные показатели, которые уже становятся хорошим подспорьем для преодоления кризиса.
Но в чём же причина бурного роста денежной массы в последние месяцы? Традиционно эта тема находится в зоне ответственности Центробанка. Именно ЦБ должен управлять денежной массой. И не только через ключевую ставку. Есть ряд иных способов, но сейчас не об этом.
Занимается ли ЦБ целенаправленным увеличением денежной массы и, более того, может быть пускает её по необходимым для развития экономики каналам? Увы, но нет.
Рост денежной массы обусловлен исключительно действиями правительства. Блок Мишустина-Белоусова, начиная с апреля-мая, запустил огромное количество мер поддержки реального сектора экономики. Среди прочих это программы льготного кредитования, начиная от кредитования системообразующих предприятий по ставке в 11%, заканчивая инвестиционным кредитованием субъектов МСП по ставке в 3,5-5%.
Мы находимся в ситуации, когда, вопреки собственным интересам, зачем-то придерживаемся Вашингтонского консенсуса, вменяющего нам систему currency board и запрет на суверенную эмиссию для обеспечения роста нашей экономики.
Мы 30 лет были обязаны быть приёмником экспортируемой нам извне инфляции через повышенную учётную ставку ЦБ и вменённые нам правила кредитования через чрезмерные залоги и расчёт рисков, диктовавшийся МВФ. Всё это было отражало нашу колониальную финансовую зависимость и обязанность быть поставщиком дефляции на внешние финансовые рынки, принимая на себя раз за разом инфляционные удары по требованию ВБ, МВФ, ФРС и цюрихского БМР.
Западом нам объявлена финансовая война, мы оградили себя от экспорта к нам инфляции введёнными валютными ограничениями и даже первые робкие попытки нашего правительства довести уровень монетизации экономики России до приемлемых значений дают фантастически хорошие результаты – и по общему росту ВВП, и по реальному сектору и по резкому сокращению инфляции!
Сейчас мы перестали разрешать импортировать к себе инфляцию и экспортировать свою дефляцию всего на полгода и немного увеличили монетизацию экономики! Мы только попробовали суверенитет в финансах и он нам нравится! То же самое делал Геращенко в 1999 и с таким же результатом, но ему не дали продолжить.
Чтобы полностью отвязаться от внешнего диктата и стать реально суверенной страной, нам теперь надо поддержать экономический рост не мизерными возможностями Правительства, а реальной суверенной проектной эмиссией, направив её на воссоздание реального сектора нашей экономики.
При этом инфляция нам точно не грозит, мы уже в этом убедились за полгода такой политики.
Автор: Корнеев Валерий Валерьевич