Ясно, что это одна из составляющих экономического суверенитета. А так как понятие суверенитета неотъемлемо от своего носителя – государства, то экономический суверенитет – это способность государства как суверена использовать свою экономику для достижения собственных целей.
А если экономика государства используется для достижения целей, поставленных другими акторами (собственной олигархией, внешними силами), то у такого государства нет экономического суверенитета, оно марионетка в руках тех сил, которые являются бенефициарами экономики этого государства.
Россия (как почти все страны мира, за очень редким исключением) до настоящего времени является полумарионеткой в руках внешних сил, навязывающих ей правила функционирования её экономики в их собственных интересах. Влияние внутренних олигархов, до середины 2000-х годов усугублявших влияние внешних акторов собственными действиями по хаотизации экономики России для её разграбления, действиями президента России в настоящее время практически сведено к нулю. В качестве микрохаотизаторов нашей экономики ещё остаются связки российских промышленно-торговых групп с внедрёнными в государственную систему управления их представителями для влияния на принятие государственных решений в интересах этих ФПГ.
Способность любого государства использовать свою экономику для достижения собственных целей самого этого государства является базовой основой суверенитета этого государства, так как ресурсы для развития любого государства оно берёт из своей экономики. А если эти ресурсы изымаются другими акторами, суверенитет этого государства чрезвычайно ограничен из-за недостатка ресурсов (денег, технологий, кадров, материалов, сырья) и/или из-за их искусственно организованной извне дороговизны для этого государства.
Механизмом лишения страны экономического суверенитета в текущем историческом периоде является навязывание ей извне ущербной экономической парадигмы и подчинение её финансовой системы внешним регуляторам.
Ущербность навязываемой России извне экономической парадигмы в том, что экономика страны представляется в качестве совокупности экономических субъектов (функционирующих на базе принципов и правил «экономической науки «Экономикс»»), а значит, развитие и модернизация экономики страны может идти либо из бюджетных средств («заработанных в предыдущих периодах»), либо должна финансироваться из внешних заимствований (сферы приложения которых и условия инвестирования при этом, естественно, определяются владельцами предоставляемых средств).
Эти механизмы ущербности навязываемой России извне экономической парадигмы контролируются через финансовую систему России, правила функционирования которой (как составной части «общемировой» финансовой системы) сформулированы МВФ, ФРС и Банком международных расчётов в Базеле. Понятно, что и принципы этой системы, и её регуляторные механизмы созданы для того, чтобы обслуживать интересы бенефициаров и разработчиков данной финансовой системы, к которым Россия не относится.
Финансовая система России (и почти всех других стран мира) структурирована так, чтобы стимулировать предоставление материальных сырьевых ресурсов по низким ценам туда, где происходит создание основной прибавочной стоимости в интересах бенефициаров мировой финансовой системы, а также переток основной части заработанных российскими предприятиями на этой функции денежных средств к тем же бенефициарам (через вывод в другие юрисдикции и вложение там полученных прибылей).
Это структурирование происходит через установление у нас правил и условий кредитования и процедур оценки рисков на те или иные проекты и способы вложения денежных средств. Чем более выгодные для внешних бенефициаров проекты и способы инвестирования средств предлагаются (даже нашими российскими) предприятиями, тем более выгодными они считаются для инвестирования и кредитования при проведении процедур оценки рисков. И наоборот, чем более опасными для внешних бенефициаров финансовой системы являются те или иные предлагаемые для кредитования и инвестирования проекты (развитие высокотехнологичной российской промышленности, глубокая переработка сырья и т. д.), тем «хуже», то есть гораздо более рискованны они для той системы банковского и инвестиционного регулирования, которой сейчас Россия вынуждена пользоваться.
Обретение Россией экономического суверенитета будет означать переписывание под собственные цели технологического и территориального развития правил и процедур по всей российской финансовой системе, начиная с правил кредитования и оценки рисков в инвестиционных проектах.
То есть создание собственной, суверенной финансовой системы, целью которой является достижение суверенных целей российского государства через построение суверенной экономики, направленной на обеспечение ресурсами наше государство, а не внешних акторов, как сейчас.
Критически важно также принимать во внимание, что государство – не организация, государство – суверен, который кроме права на применение насилия на собственной территории для обеспечения безопасности, прав граждан и соблюдения законодательства имеет суверенное право на выпуск собственных денег, причём в тех объёмах, которые оно само сочтёт необходимым. А разумное государство для обеспечения максимально эффективного развития собственной экономики снабжает её необходимым объёмом денежных знаков, и единственным ограничителем для разумного государства для выпуска денежных знаком является физическое наличие у него в распоряжении всех необходимых компонентов (сырья, компетенций, технологий, кадров и т. д.), для обеспечения соединения и функционирования которых в рамках инвестиционных проектов и выпускаются денежные средства. Даже наличие платёжеспособного спроса не так принципиально важно, ведь он тоже может быть создан выпуском и целевым распределением денежных средств. Но составление таких денежно-товарных балансов или балансов спроса и предложения – это тема отдельного материала, хотя в ней ничего суперсложного или непознаваемого тоже нет. Это всего-навсего только рутинная счётная операция.
Главное, чтобы государство (суверен) использовало ВСЕ имеющиеся у него ресурсы (в том числе и денежную эмиссию) для достижения собственных целей (максимально эффективного развития собственной экономики для материального обеспечения собственного суверенитета), а не было инструментом изъятия ресурсов для внешних акторов, которые через симулякры «экономических законов», специально написанных для подконтрольных территорий, управляют финансовыми и экономическими системами стран в собственных интересах.
Итак, финансовый суверенитет – это реально используемая способность государства управлять через финансовую систему страны своей экономикой с целью её максимально возможного развития для материального обеспечения полномасштабного суверенитета страны.
Автор: Корнеев Валерий