Фраза Президента России, произнесённая им на ПМЭФ 2022 о том, что «прежние модели капиталистической системы себя изживают, когда речь идет только об извлечении прибыли» дала старт многочисленным предположениям, какую же модель общественно-экономического строя будет реализовывать сама Россия?
Левый спектр политических сил сразу возрадовался, что Россия тут же свернёт на социалистический путь развития, тем более, что об этом «левом повороте» они уже говорят последние лет пять.
Только вот о какой именно модели под названием «социализм» говорят сами партии левого спектра (в первую очередь, коммунисты)? Ведь мало того, что социалистических форматов хозяйствования было несколько, начиная от ленинского НЭПа, сталинских первых пятилеток, хрущёвского поворота, брежневского застоя, надо ещё принять во внимание что сам общественно-политический строй под названием «социализм» так и не был достаточно проработан теоретически и практически, так как просто перестал существовать. Не зря товарищ Сталин в 1950 году говорил, что без теории нам смерть, так оно и вышло.
Единственным никем не оспариваемым общим положением социалистического хозяйствования считается ещё марксовская «общественная собственность на средства производства». Так и её по факту ни в одной ипостаси социализма таки не возникло, собственность на средства производства в СССР была только на бумаге общественная, а по факту государственная, так как распоряжаться ею в абсолютно неограниченных пределах могла только номенклатура, а никак не народ или даже его представители. А потом в конце 80-х номенклатура же решила из неформальной социалистической собственности перевести всю общенародную собственность в лично свою, c чем и справилась, начав сначала перестройку, а потом и организовав распад СССР с ваучерной приватизацией.
Если же предположить, что дальнейшее развитие России связано с модернизацией капиталистической системы, то опять же, какую капиталистическую модель принять за образец? Рыночный промышленный капитализм марсксовского периода или монополистический промышленный капитализм конца XIX – начала XX века, а может быть финасовый капитализм, перетекающий в финансовый глобализм под управлением ТНК, ярко представленный со времён рейганомики по сегодняшний день? Хотя нет, Путин же сказал, что прежние модели капиталистической системы себя изживают, когда речь идет только об извлечении прибыли.
Значит, речь должна идти не об извлечении прибыли или, по крайней мере, не только об извлечении прибыли. А значит, во главу угла будет ставиться качество жизни людей в стране, ведь именно это самый интегральный из возможных параметров, определяющих направление социально-экономического развития.
Тогда, если речь будет идти не только об извлечении прибыли, значит основной принцип капитализма о максимизации частной ренты, получаемой всеми способами и одновременной перекладывании не приносящих прибылей затрат и убытков на общественные фонды, должен быть отменён. Тогда цели развития общества должно ставить национально ориентированное государство, а раз оно ставит цели, значит, оно должно и выделять средства для их достижения и жёстко контролировать достижение этих целей. Но не так, как в СССР, когда система планирования полностью игнорировала желания и стремления собственного населения, а гибко, используя и стимулируя частную инициативу для достижения общественно полезных целей.
Пока не будем никак называть эту возможную систему, с одной стороны комплексно использующую все имеющиеся в стране ресурсы, распределяя их оптимально в целях максимально возможного темпа экономического развития страны, и, одновременно, дающую возможность всем гражданам раскрывать свои способности и достигать собственных целей, но в рамках общего направления развития народного хозяйства, определяемых государством. Ведь не в названии дело. Дело в использовании преимуществ и капиталистической системы частных усилий и социалистической системы планирования и распределения ресурсов в интересах всего общества.
А что же надо будет делать в практическом плане, не копируя ни западный капитализм, ни социализм времён СССР?
Надо ежедневно делать всё от нас зависящее, чтобы на каждом следующем шаге улучшать качество жизни нашего населения и стратегические позиции России в мире. Тогда мы и придём к нужной нам конфигурации социально-экономической системы. А как она будет называться – дело не такое уж и важное.
А как это делать, чтобы на каждом шаге продвигать нас к улучшению нашей жизни?
Китай, например, проводит постепенные реформы по принципу «от простого к сложному» позволяет снижать риски, связанные с их реализацией, и постепенно разрешать проблемы. Для развития элементов новой системы требуются разные условия и сроки. Исходя из этого, реформы можно поделить на простые и сложные. Сначала на простых элементах системы отрабатываются все нюансы, а затем изменения переносятся на всю систему в целом.
При этом используется называемый «двухколейный переход» – типичная форма реализации постепенных реформ, используемая в Китае. Здесь новая и старая системы являются не кардинально противоположными, а, наоборот, в определенной степени совместимыми, между ними четко прослеживается преемственность. Старая система полностью не утрачивает свою функциональность, и на ее основе постепенно строится новая. В ходе реализации постепенных реформ границы нового и старого сливаются.
Результаты постепенных реформ – сосуществование систем в течение длительного времени, затем слияние и, в конечном счете, смена старой системы хозяйствования на новую.
При этом важным является тот факт, что после этого вносятся изменения в теорию системы социально-экономического развития, что закрепляет произведённые изменения и даёт базу для их осмысления и предложения для дальнейшего развития. То есть теория не опережает практику, а следует за ней, как и положено в настоящем научном исследовании. Ведь критерием истинности любой теории являются подтверждённые практические результаты.
На каких примерах в России можно прямо сейчас использовать китайские принципы «от простого к сложному» и «двухколейный переход»?
Наши воззрения на направления и способы максимально эффективного развития российской экономики во многом совпадают с теми преобразованиями, которые проводит в жизнь Правительство под руководством Михаила Владимировича Мишустина. И темп этих преобразований объективно нарастает, в частности, в начале июля 2022 года им были объявлено, что в Правительстве создана основа, чтобы форсированно закончить формирование новой стратегической модели экономики. Ее отличительные черты — лидирующая роль государства на основе стратегического планирования и цифровых технологий, которые соединяют реализацию масштабных проектов с IT технологиями, контролируя полный цикл до конечного исполнения. Структурная перестройка с задачей достичь максимально возможного технологического суверенитета затронет все базовые отрасли промышленности, развивая отечественную компонентную базу, микроэлектронику, системы автоматического проектирования. Главная цель — «преобразовать экономику из догоняющей в опережающую».
Это отличные новости, эти изменения полностью соответствуют нашим собственным воззрениям на экономическое развитие страны, но хотелось бы остановиться на тех крайне важных факторах, которые нельзя упускать из виду, чтобы максимально использовать все возможности комплексного подхода к решению экономических задач, стоящих сейчас перед Россией.
Для обеспечения максимально динамичного развития всех отраслей нашей экономики, особенно под внешним давлением, необходимо дать возможность нашим предприятиям получать долгосрочное проектное финансирование для обеспечения построения полноотраслевой экономики, мало чувствительной к санкционному давлению. Для того, чтобы обеспечить предприятиям это финансирование, учётная ставка ЦБ должна быть не более 2%, чтобы предприятия могли получать кредиты под 5%, а также должны быть пересмотрены правила кредитования, ведь сегодня практически отсутствует возможность получения беззалогового проектного финансирования, а без него невозможно массововое динамичное строительство новых высокотехнологичных производств. А правила кредитования нам навязаны рекомендациями Банка международных расчётов в Базеле, понятно, что эта структура никак не заинтересована в динамичном развитии нашей экономики на основе внутренних рублёвых инвестиций. В Китае же проектное финансирование чрезвычайно распространено.
В России есть очень позитивный опыт использования низкой ставки кредитования для целой отрасли нашей собственной экономики и даже субсидирования инвестиций в ней. И эта отрасль из самой отсталой и десятилетиями считавшейся «чёрной дырой» всего за 8 лет стала самой передовой не только в стране, но и вышла на передовые позиции в мире! Теперь она является нашей «второй ногой», (в дополнении к ТЭК) которая нам помогает твёрдо стоять на международной арене и даёт опору нашей глобальной политике. Мы говорим о сельском хозяйстве.
Давайте теперь расширим опыт поддержки сельского хозяйства на ВСЮ экономику, обеспечим ей беззалоговое финансирование под 5% годовых и мы увидим, что остальные отрасли экономики покажут столь же впечатляющие результаты.
Теперь об учётной ставке ЦБ. Высокая учётная ставка ЦБ не борется с инфляцией, а является её причиной. Предприятия вынуждены платить огромные проценты банкам и закладывать их в стоимость своей продукции, что приводит к росту цен. Она же является причиной бедности населения, ведь, например, в строительство и машиностроении зарплата в себестоимости продукции занимает примерно в два раза меньший процент, чем процентные платежи банкам (7 и 15%). Снизив учётную ставку ЦБ, мы дадим возможность платить людям бОльшую зарплату, что приведёт к росту платёжеспособного спроса и новым стимулам для развития производства. Только не надо субсидировать процентную ставку по кредитам некоторым предприятиям из госбюджета, как это делается сейчас. Это просто перекачка бюджетных денег в коммерческие банки.
Таким образом, мы за последние 8 лет отработали на отрасли сельского хозяйства модель организации проектного долгосрочного низкопроцентного финансирования и управления преобразованиями целой отрасли нашей экономики («простое»).
Теперь, по китайской методике «от простого к сложному» нам необходимо переводить на аналогичные методы организации проектного финансирования все отрасли нашей экономики, начиная с самых ответственных и наиболее критичных («сложное»).
А «двухколейный переход» у нас будет заключаться в том, что мы это будем делать не одномоментно по всему фронту экономики, рискуя получить возможные негативные тенденции (например, из-за недостатка управляемости в масштабных инвестициях), а постепенно в течение 5 лет, внимательно наблюдая за результатами изменения и внося необходимые корректировки.
Такой подход к экономическому развитию страны может дать нам рост экономики в 12-15% в год на протяжении следующих 20 лет.
Корнеев Валерий Валерьевич